05.11.2020
Памятка для родителей
средней группы
«Искусство наказывать и прощать».
1. Наказывать или прощать?
Нередко мы, взрослые, сами
провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может
справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и
спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не
только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный,
вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.
Неслучайно в
Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что родители обязаны:
- заниматься воспитанием своих детей;
-заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии;
-обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их
развитию и здоровью;
- воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое,
унижающее человеческое достоинство обращение».
Недопустимы, даже в
критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «теперь не
могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно
эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.
Не разговаривайте с
ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более
важных дел, чем общение с ним.
Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с
ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без
демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует
сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого
ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно
то, о чем он говорит.
Не оставляйте
без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то
причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните
причину отказа.
Никогда не
наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки
взрослых.
Не отождествляйте поступок
и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает
выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
Обязательно объясните, в чем
заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый
чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет,
что кричать и драться нехорошо.
Не стоит злословить по поводу
проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и
сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая,
ответить тем же.
Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер,
сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.
2. Что эффективнее –
похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые
очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно
отвечают долгим молчанием. Обращать
внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение
непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит.
Одобрение и похвала
стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания
иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства
детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь
провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию
позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются
за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения
взаимоотношений.
Страх – достаточный
мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает
обратный эффект.
3. Памятка «Искусство наказывать и прощать».
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте.
2. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи.
3. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуации
невозможно.
4. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны
поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
5. Ограничьте круг запретов, и не создавайте сами опасных ситуаций.
6. Будьте последовательны. Если вы что-то разрешили ребенку вчера,
разрешите и сегодня.
7. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
8. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
9. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
10. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
11. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!
12. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
— Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре
внимания;
— Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных
впечатлений;
— Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
— Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
— Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
4. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
— Всегда демонстрируйте ребенку спокойствие, пример добрых отношений.
— Не вводите в жизнь ребёнка ничего внушающего страх: ни рассказов, ни
намеков на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.
— Оберегайте ребенка от грубых слов, поощряйте в словах ласковых и
нежных.
— Любите ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым
и больным.
— Не унижайте ребенка, не делайте за ребенка: помогите ему сделать
самому.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2020
Дата обновления: 26.11.2020
Дата публикации: 05.11.2020