Как читать сказки и развивать креативное мышление детей

08.06.2021

Консультация для родителей

 

Сказка – душа народов: развитие креативности и оптимизма сказкой

 

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

 

Душа народов состоит из мира сказок. Язык сказок понятен и доступен для ребенка. Чтение сказок приносит много новых знаний и знакомит с культурой родной и зарубежных стран. Сказки разных народов очень схожи по своему содержанию, все сказки учат добру и справедливости, добро всегда побеждает зло.

Один из выдающихся ученых современности, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в предисловии к книге «Письма о добром и прекрасном» объясняет, почему эта книга написана: «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов» .

Между сказками разных стран очень много общего. Мы находим в сказках под различными именами одни и те же типы героев, одни и те же чудесные превращения. Сходство сюжетов, сказочных образов и мотивов объясняется общностью человеческих ценностей. У многих народов встречаются сказки о падчерице, о верных помощниках человека – животных, о младшем сыне-дурачке, который всегда оказывается умнее и добрее своих «умных» братьев. В конце сказки торжествует добро над злом. Так сказка учит добру и справедливости.

Много русских, английских и немецких сказок содержат мотивы дома и дороги, например русская народная сказка «Теремок» и немецкая сказка братьев Гримм «Бременские Музыканты», английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать». Каждый народ создает свою неповторимую сказку. Они отличаются и сюжетом, и героями, и языком. Но во всех этих сказках прослеживается одна мысль: «Где единение, там и победа».

Педагоги и психологи пришли к выводу о том, что сказка оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Известный психолог Л.Ф.Обухова в книге «Детская (возрастная) психология» пишет о том, что «Сказка – произведение искусства. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение жизненных проблем» .

Сказка наиболее любимый ребенком литературный жанр. Ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Над народной сказкой  трудятся» миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. В сказках отражены проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем .

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Сказка помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Сказка прививает добро. В работе со сказкой, можно научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать её содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

Роль педагога, работающего по ТРИЗ, состоит в том, чтобы наряду с традиционными методами работы со сказкой (чтение, пересказ, просмотр мультфильмов и кинофильмов), активно использовать сказочный материал нетрадиционно. Необходимо инициировать у детей умение нестандартно и оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его в разных видах деятельности, развивая при этом познавательную активность, формируя креативность как качество личности ребенка. Для решения данных задач можно использовать дидактические приемы:

«Сказка продолжается» путем изменения конца сказки направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка. Например: репку вытащили, а как ее делили? Кто мешал при этом? Кто больше всего трудился?

«Изменение ситуации в знакомых сказках» - побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках. Например: в сказке «Гуси-лебеди» на пути девочки встречается волк.

«Старая сказка, но по-новому» - развивать умение наделять главных героев противоположными качествами; умение менять содержание сказок, сложившихся стереотипов.

«Решение противоречий в сказке» - научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т.е. оригинально творить. Например: при изучении сказки «Гуси-лебеди» ставится проблемный вопрос «А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?».

«Сказки по аналогии с известными» - научить детей сочинять аналогии, проводить анализ аналогичных по содержанию сказок, развивать творческое мышление, умение сравнивать и обосновывать свои решения. Например: сказки «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Лиса и заяц».

«Моделирование сказок» - это нетрадиционный метод работы со сказкой, ломающий привычные и уже сложившиеся стереотипы. Этот метод способствует развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для школьника. Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.

«Коллаж из сказок» - придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. «Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и учителя.

«Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» - обычная история становится сказочной, если взрослые и дети «меняются»  обязанностями, поступками и мыслями);

«Салат из сказок» - создание новой сказки на основе приёма объединения. Объединять можно:

- две-три целые сказки;

- опорные элементы (несколько персонажей и предметов) из разных сказок;

- опорные элементы из разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета».

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что сказки – одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества, которая эмоционально близка и доступна ребенку. Сказка – вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощённая в слове. Обращаясь к сказкам с использованием технологии ТРИЗ, мы развиваем в детях креативность и оптимизм.

   

Подготовила воспитатель Фисенко Елена Юрьевна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.06.2021

Дата обновления: 08.06.2021

Дата публикации: 08.06.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.