08.06.2021
Консультация
для родителей
Сказка – душа народов: развитие креативности и оптимизма сказкой
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
Душа народов состоит из
мира сказок. Язык сказок понятен и доступен для ребенка. Чтение сказок приносит
много новых знаний и знакомит с культурой родной и зарубежных стран. Сказки
разных народов очень схожи по своему содержанию, все сказки учат добру и
справедливости, добро всегда побеждает зло.
Один из выдающихся
ученых современности, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в предисловии к книге
«Письма о добром и прекрасном» объясняет, почему эта книга написана: «По
моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины – в
двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и
одинаковы для всех народов» .
Между сказками разных
стран очень много общего. Мы находим в сказках под различными именами одни и те
же типы героев, одни и те же чудесные превращения. Сходство сюжетов, сказочных
образов и мотивов объясняется общностью человеческих ценностей. У многих
народов встречаются сказки о падчерице, о верных помощниках человека –
животных, о младшем сыне-дурачке, который всегда оказывается умнее и добрее
своих «умных» братьев. В конце сказки торжествует добро над злом. Так сказка
учит добру и справедливости.
Много русских,
английских и немецких сказок содержат мотивы дома и дороги, например русская
народная сказка «Теремок» и немецкая сказка братьев Гримм «Бременские
Музыканты», английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать». Каждый
народ создает свою неповторимую сказку. Они отличаются и сюжетом, и героями, и
языком. Но во всех этих сказках прослеживается одна мысль: «Где единение, там и
победа».
Педагоги и психологи
пришли к выводу о том, что сказка оказывает положительное влияние на развитие
ребенка. Известный психолог Л.Ф.Обухова в книге «Детская (возрастная)
психология» пишет о том, что «Сказка – произведение искусства. И как почти
каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый
ребенок открывает в ней свое собственное решение жизненных проблем» .
Сказка наиболее любимый
ребенком литературный жанр. Ребенок становится на позицию героя произведения,
пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Культурное наследие человечества
находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку.
Особенно важна народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из
поколения в поколение. Над народной сказкой
трудятся» миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные.
В сказках отражены проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также
показан процесс разрешения этих проблем .
Язык сказки доступен
ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его
собственных проблем.
Сказка помогает решить
моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо
целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий
ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с
положительным героем. Сказка прививает добро. В работе со сказкой, можно
научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать её
содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать
различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько
сюжетов в один.
Роль педагога,
работающего по ТРИЗ, состоит в том, чтобы наряду с традиционными методами
работы со сказкой (чтение, пересказ, просмотр мультфильмов и кинофильмов),
активно использовать сказочный материал нетрадиционно. Необходимо инициировать
у детей умение нестандартно и оригинально воспринимать содержание сказок,
отражать его в разных видах деятельности, развивая при этом познавательную
активность, формируя креативность как качество личности ребенка. Для решения
данных задач можно использовать дидактические приемы:
«Сказка продолжается» - путем изменения конца сказки
направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение
ребенка. Например: репку вытащили, а как ее делили? Кто мешал при этом? Кто
больше всего трудился?
«Изменение ситуации в
знакомых сказках» - побуждать
ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках. Например: в
сказке «Гуси-лебеди» на пути девочки встречается волк.
«Старая сказка, но
по-новому» - развивать умение
наделять главных героев противоположными качествами; умение менять содержание
сказок, сложившихся стереотипов.
«Решение противоречий в
сказке» - научить видеть, понимать
и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т.е. оригинально
творить. Например: при изучении сказки «Гуси-лебеди» ставится проблемный
вопрос «А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей
пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?».
«Сказки по аналогии с
известными» - научить детей сочинять
аналогии, проводить анализ аналогичных по содержанию сказок, развивать
творческое мышление, умение сравнивать и обосновывать свои
решения. Например: сказки «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Лиса и заяц».
«Моделирование сказок»
- это нетрадиционный метод
работы со сказкой, ломающий привычные и уже сложившиеся стереотипы. Этот метод
способствует развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и
давно знакомая сказка станет новой и более интересной для школьника.
Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной
модели.
«Коллаж из сказок»
- придумывание новой
сказки на основе уже известных детям сказок. «Вот что приключилось с нашей
книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и
Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили
искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .”
Дальше начинается творческая совместная работа детей и учителя.
«Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из
моей жизни» - обычная история становится сказочной, если взрослые и дети
«меняются» обязанностями, поступками и мыслями);
«Салат из сказок» - создание новой сказки на
основе приёма объединения. Объединять можно:
- две-три целые сказки;
- опорные элементы
(несколько персонажей и предметов) из разных сказок;
- опорные элементы из
разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
сказки – одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества, которая
эмоционально близка и доступна ребенку. Сказка – вечно ищущая правды и справедливости,
любви и счастья душа народа, воплощённая в слове. Обращаясь к сказкам с
использованием технологии ТРИЗ, мы развиваем в детях креативность и оптимизм.
Подготовила воспитатель Фисенко Елена
Юрьевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.06.2021
Дата обновления: 08.06.2021
Дата публикации: 08.06.2021