23.04.2020
23.04.2020
Говорить умеют все, но говорить
правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся
речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из
главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от
других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми
человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста
без оценки его речевого развития
невозможно.
Проблема формирования речи
у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день.
Формирование речи у дошкольников является
важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как
для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного
общения с окружающими. Однако развитие
речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную
проблему, что обусловлено значимостью связной речи
для дошкольников.
Традиционная методика
обучения дошкольников рекомендует
использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но
опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными
изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов
мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные
предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит
рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям
приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот
вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.
Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для
себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к
речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе
свободного общения
Стало
очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях
по развитию речи дошкольников.
Методы развития диалога у детей со сверстниками.
Создание игровых мотиваций на развёрнутое высказывание (не пересказать
сказку, а поиграть в неё; не описать предмет, а загадать загадку; не составлять
рассказ из коллективного опыта, а поделиться своими впечатлениями; не выучить
монолог, а принять посильное участие в диалоге).
Развивать умение слушать и слышать партнёра, поддерживать речевое и игровое
взаимодействие.
Наглядное моделирование в ходе игр – драматизаций, народных игр.
Разгадывание загадок.
Языковые игры.
Совместное сочинение сказок.
Игры – инсценировки, совместные инсценировки со взрослым.
Дидактические игры, словесные игры.
Рассказы из личного опыта не как монолог, а как диалог.
Создание ситуации устного рассказа, когда ребёнок взрослому диктует своё
сочинение.
Приёмы активизации речи, используемые в разных видах деятельности детей.
Намеренные ошибки взрослого
Творческие задания
Моделирование
Игры – загадки
Постановка вопросов проблемного характера
Выбор задания детьми
Сравнение
Столкновение мнений
Игровые упражнения
Сюрпризные моменты.
Технология
синквейна.
Синквейн –
стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:
правая
строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая
строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья
строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая
строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка
– слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Благодаря технологии синквейна изученный
материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более
глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети
учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас;
совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение
высказывать собственное
отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети
учатся определять грамматическую основу предложений.
Игровые технологии.
Игра представляет собой особую
деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на
протяжении всей его жизни.
Мнемотехника.
Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и
увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для
опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и
запоминание слов.
Символы максимально приближены к речевому материалу, например для
обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно
переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются
в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже -
усложнять или заменять другой заставкой - изобразить
персонажа в графическом виде. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим
материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для
обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при
пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Моделирование.
Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается
в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке
«кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все
стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти,
опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
При формировании у детей
представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой
предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение.
Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить
предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер». Графические схемы
помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Для словесного
анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель
«живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей.
Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.
LEGO-технология.
Применение LEGO-технологий,
ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми
в речевом развитии дошкольников.
В процессе ООД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются
грамматические конструкции. Например, согласование числительных с
существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»;
словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от
слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и
другие дидактические упражнения. При составлении пересказов очень большую
помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные
самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объѐмному изображению
декораций из конструктора, помогают ребѐнку лучше осознать сюжет, что делает
пересказ более развѐрнутым и логичным.
Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный
образовательный конструктор LEGO Education «Построй свою историю». С помощью
данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают
литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации
из окружающей действительности и т.д. С
использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится
более эффективной.
- Артикуляционные и речевые упражнения
- Игры на развитие речевого дыхания
- Подвижные и хороводные игры с текстом
- Игры на формирование фонематического восприятия
- Коммуникативные игры
- Пальчиковые игры
- Дидактические игры: игры с предметами; настольно-печатные; словесные
игры.
- Театрализованная игра
Большую роль в
развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда. При
создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы.
Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи:
произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и
связную речь. Для этого надо использовать наборы дидактических, предметных и
сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные
дидактические игры.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной
литературой. В группах должны быть организованы книжные уголки и
«Полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии
произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам,
интересующим детей.
Использовать театрализацию – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует
развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая
деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями,
развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую,
эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует
нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Игра – один из лучших
способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и
радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное
восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все
организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью,
превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и
приносят им столько пользы.
Графические
схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное
написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. В
первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение
разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также
простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение
разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем
сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного
предложения.
Интеллектуальные
карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное
использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование
образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме,
проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
Правила составления интеллектуальных карт:
В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления, используя ручки разного цвета.
Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив
возможность для добавления деталей.
Добавляются символы и иллюстрации.
Писать надо разборчиво (печатными) буквами.
Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
Для выделения определенных элементов или идей используются линии
произвольной формы.
При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об
окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно,
развитие речи.
Использование
мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи,
позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их
используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению
рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и
загадывании загадок, при заучивании стихов.
Применение элементов ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных
учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана около 50
лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное
воздействие психологической инерции, используются различные методы и
приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые
из них:
Мозговой штурм
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения
способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Метод Мозгового Штурма я использую на занятии, для активизации мыслительных
операций, развития ассоциативных связей, как групповое и
индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например,
нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет.
Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети
предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже
самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Напомним правила мозгового штурма:
- исключение всякой критики;
- поощрение самых невероятных идей;
- большое количество ответов, предложений;
- чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то
в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается
оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными
затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно
отражены в продуктивной деятельности:
нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали
недоступны мышам и т. д.
Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения
задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание
к творческой деятельности.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные
способности детей: умение вести спор, слышать
друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать
мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей
способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения
проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Синектика
Это так называемый метод аналогий:
а) личностная аналогия (эмпатия).
Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета
или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а
хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай
"Солнечный круг…" и т. д. ;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других
областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка
- аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают
маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в
волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою
радость - возможные варианты: солнце,
цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т. д.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
Да - нет – кА – с помощью этого метода я могу начинать занятие.
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в
предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и
слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать
свои мысли.
Правила
игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы
об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или
"нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы
должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как
правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости
от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например,
если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать
категории живого мира: это человек? Это животное?
Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более
конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например,
если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это
животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на
догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
Системный оператор (слайд 8)
Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему,
можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более
мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются,
взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и
систематизации полученных знаний.