23.04.2020
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Новоникольский детский сад «Колокольчик»
Быковского муниципального района Волгоградской области
РМО
Тема: «Проблемы речевого развития дошкольника.
Кто виноват и что делать?»
Тема: «Формирование звуковой
аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте».
Подготовила: Кочкина Лариса Анатольевна
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы.
Целью является: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Детей учат правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук; развивать правильное речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.
Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.
I этап - Подготовительный этап.
Начинается в младших группах и продолжается на всем периоде.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук" (все, что мы слышим это звуки, давайте послушаем тишину, что услышали). Сначала даются звуки сильноконтрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ложек).
"Узнай, что звучит?" (закройте глаза: хлопок, музыкальный инструмент, разрезание бумаги). Можно использовать игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" (делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец). Передаем по «Телеграфу», и в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия, которые помогают наглядно увидеть части: (разрезанная ваза, разорви полоску бумаги на части, домики: количество окон соответствует количеству слогов).
II этап - Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [а]. Девочка Аня укладывает куклу спать и поет песенку ААА . Какую она поет песенку? Когда она ее поет, как открывается ротик? (посмотрите друг на друга или в зеркало). Затем детям рассказываем сказку (пособие Ткаченко основывается на утрированной артикуляции). После дети рассматривают артикуляцию произношения звука, рот широко открыт (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие, ниточка не рвется и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
"Телевизор сломался": педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
"Фотография звука": педагог произносит звук, дети показывают карточку символ и наоборот.
"Припоминание слов на заданный звук".
"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове: необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом; Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.
III этап - Знакомство с согласными звуками.
Знакомство лучше начинать со звуков [к, т, п, м], потому что , артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения. При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала или на друг друга. Рассказываем сказку, что звук хотел спеть песенку, а у него не получается и выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, зубы, язык он согласился с этим. Дается понятие согласный звук, и подкрепляем это понятие символом синего цвета. На начальном этапе предлагаем изобразить с помощью рук звуки (кулачек- твердый, ладошка- мягкий).
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "дрожит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Используем символ звонка.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы: кирпич - твердый, подушка - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются. Слово для звукового анализа можно брать из лексической темы, которую проходите в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова по теме «Домашние животные».
Игра «Расскажи о себе» (КОТ- появляется картинка). Звуковой анализ слова - сознательное выделение звуков в слове и их качественная характеристика.
назвать количество звуков в слове; назвать звуки по порядку; сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку; сколько согласных; назвать первый звук, последний, третий: звук К- топни, О- хлопни, Т-закрой глаза. Позже работаем со схемой слова Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. После подробного звукового анализа, слово прочитывается, записывается в тетради. С этим словом можно составить предложения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.
Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, можно использовать схемы.
IV этап - Знакомство с буквами.
Начинаем знакомить детей с буквами параллельно при знакомстве со звуками. Букву произносим как звук. Учим правило: звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем (Закройте глаза, какой звук я сказала -вы его видели? Закроите глаза, какую букву я написала?). После изучения звука рассказываем, что каждый человек живет в домике, животные в жилище, а звуки нашли себе домики-буквы. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Знакомить детей с буквой легче применяя схему «Опорная схема для рассказа о букве».
1.« Имя» буквы в алфавите
2.Какие звуки (звук) обозначаются этой буквой на письме
3.Из скольких элементов состоит
4.Какие элементы используются при написании
5.В какую сторону смотрят элементы буквы и где они находятся
6.Как расположены элементы относительно строчки.
7.На какие вещи, предметы похожа буква.
Важно заметить, что все эти 4 этапа работы не сменяют, а дополняют друг друга.
Таким образом, система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста, как предпосылки обучения грамоте является актуальной в нашем современной общес
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.04.2020
Дата обновления: 23.04.2020
Дата публикации: 23.04.2020