Методическая работа в период самоизоляции

23.04.2020

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новоникольский детский сад «Колокольчик»

Быковского муниципального района Волгоградской области

Семинар- практикум

«Инновационные подходы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Подготовила: Кочкина Лариса Анатольевна

Семинар- практикум

«Инновационные подходы в развитии речи детей дошкольного возраста».

Основные задачи речевого развития детей:

· - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

· - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Развитие речи детей 3-4 лет

1.Формирование словаря.

Активный словарь:

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов.

· - взрослые должны расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. (Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шероховатая).

· Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

- в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто).

2.Грамматический строй:

Задача:

· совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Упражнение:

· Жёлтое…. (солнце)

· Пушистые…( )

· Машина…какая? ( )

Грамматический строй:

Задача: научить употреблять существительные с предлогами.

Упражнение:

· Зайчик ( под столом, над столом, на столе )

· Ворона (над крышей, на крыши)

· Мячик (под столом)

· Поросёнок (в коробке).

Грамматический строй:

Задача: Учить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей

Упражнение:

· Утка- утенок- утята.

· Кошка- ……..- …….. .

· Собака-………- …….. и т.д.

3.Связная речь

Задачи :

· Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

· Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Телефон.

· разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

Ситуация общения «Расскажи…».

· Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

( …А меня научишь???).

· Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!

4. Звуковая культура речи.

Задачи для детей 3-4 лет:

· Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т -д -с-з-ц).

· Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

· Чистоговорки:

Уп , уп , уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» .

· Речев ые игр ы : «Насос» , «Комар», «Жук».

Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…» , комара- «з-з-з», «ж-ж-ж» и др.

· Логоритмика -упражнения, где движения сопровождаются произнесением соответствующего текста.

Советы логопеда:

· речь взрослых (родителей и педагогов): четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;

· обращайте внимание детей, на то, как дети согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправлять допущенные ошибки);

· играя с ребенком упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает вам полный ответ: «К нам в гости приехала кукла»;

· используйте игру «Чего не стало?» называть существительное в Р.п. ед.ч. ( поставить 3-4 игр ушки и поочерёдно прятать одну из них…)

· учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого ну ж но: поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы:

1. Что это? или кто это?

2. Какого цвета?

3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки)

4. Как можно назвать зайку?

· учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?

· учите подбирать слова к определенным глаголам , существительным : собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.

· для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику :

Артикуляционная гимнастика.

· Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

· Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Игры с предметами домашнего обихода.

· Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: пуговицы, крупа и т.д.

Игра с крупой.

· Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики . Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

Возьмите яркий поднос. Тонким слоем рассыпьте любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать рисунок.

· Крупу можно пересыпать, искать в ней предметы, сортировать, перекладывать, собирать, рисовать, делать аппликацию и многое другое.

Игры с пуговицами

· Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

· Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

· Рассказывайте, читайте детям сказки. А в хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

· Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить , поднять настроение , научить понимать другого , улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время , познакомиться с нравственными понятиями , сблизить ребёнка и родителей.

Только слаженная работа педагогов и родителей даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

· Только слаженная работа педагогов и родителей даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мысл

Развитие речи детей

23.04.2020

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новоникольский детский сад «Колокольчик»

Быковского муниципального района Волгоградской области

Формирование звуковой

аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Подготовила: Кочкина Лариса Анатольевна

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы.

Целью является: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Детей учат правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук; развивать правильное речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.

Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.

I этап - Подготовительный этап.

Начинается в младших группах и продолжается на всем периоде.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук" (все, что мы слышим это звуки, давайте послушаем тишину, что услышали). Сначала даются звуки сильноконтрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ложек).

"Узнай, что звучит?" (закройте глаза: хлопок, музыкальный инструмент, разрезание бумаги). Можно использовать игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" (делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец). Передаем по «Телеграфу», и в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия, которые помогают наглядно увидеть части: (разрезанная ваза, разорви полоску бумаги на части, домики: количество окон соответствует количеству слогов).

II этап - Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [а]. Девочка Аня укладывает куклу спать и поет песенку ААА . Какую она поет песенку? Когда она ее поет, как открывается ротик? (посмотрите друг на друга или в зеркало). Затем детям рассказываем сказку (пособие Ткаченко основывается на утрированной артикуляции). После дети рассматривают артикуляцию произношения звука, рот широко открыт (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие, ниточка не рвется и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

"Телевизор сломался": педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

"Фотография звука": педагог произносит звук, дети показывают карточку символ и наоборот.

"Припоминание слов на заданный звук".

"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

Во-первых, научить детей определять первый звук в слове: необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом; Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.

III этап - Знакомство с согласными звуками.

Знакомство лучше начинать со звуков [к, т, п, м], потому что , артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения. При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала или на друг друга. Рассказываем сказку, что звук хотел спеть песенку, а у него не получается и выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, зубы, язык он согласился с этим. Дается понятие согласный звук, и подкрепляем это понятие символом синего цвета. На начальном этапе предлагаем изобразить с помощью рук звуки (кулачек- твердый, ладошка- мягкий).

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "дрожит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Используем символ звонка.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы: кирпич - твердый, подушка - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются. Слово для звукового анализа можно брать из лексической темы, которую проходите в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова по теме «Домашние животные».

Игра «Расскажи о себе» (КОТ- появляется картинка). Звуковой анализ слова - сознательное выделение звуков в слове и их качественная характеристика.

назвать количество звуков в слове; назвать звуки по порядку; сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку; сколько согласных; назвать первый звук, последний, третий: звук К- топни, О- хлопни, Т-закрой глаза. Позже работаем со схемой слова Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. После подробного звукового анализа, слово прочитывается, записывается в тетради. С этим словом можно составить предложения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, можно использовать схемы.

IV этап - Знакомство с буквами.

Начинаем знакомить детей с буквами параллельно при знакомстве со звуками. Букву произносим как звук. Учим правило: звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем (Закройте глаза, какой звук я сказала -вы его видели? Закроите глаза, какую букву я написала?). После изучения звука рассказываем, что каждый человек живет в домике, животные в жилище, а звуки нашли себе домики-буквы. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Знакомить детей с буквой легче применяя схему «Опорная схема для рассказа о букве».

1.« Имя» буквы в алфавите

2.Какие звуки (звук) обозначаются этой буквой на письме

3.Из скольких элементов состоит

4.Какие элементы используются при написании

5.В какую сторону смотрят элементы буквы и где они находятся

6.Как расположены элементы относительно строчки.

7.На какие вещи, предметы похожа буква.

Важно заметить, что все эти 4 этапа работы не сменяют, а дополняют друг друга.

Таким образом, система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста, как предпосылки обучения грамоте является актуальной в нашем современной обществе.

23.04.2020

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.