21.04.2020
Дистанционное консультирование как форма
взаимодействия с родителями.
Современные образовательные технологии предполагают
сочетание как очных, так и дистанционных форм обучения. В рамках
коррекционно-образовательной деятельности одной из сфер применения дистанционной
технологии является дистанционное консультирование.
Дистанционное консультирование, как и другие
виды дистанционных услуг - это ответ специалистов на изменения условий жизни,
на развитие революционных технологий в сфере информации и электронной техники.
Поэтому данный вид помощи имеет ряд преимуществ по сравнению со своими
традиционными методами:
прежде всего, дистанционное консультирование
обеспечивает конфиденциальность.
данный вид консультирования удобен в чисто
практической плоскости: клиенту не нужно выходить из дому. К тому же экономится
время;
немаловажный фактор – оперативность связи:
стороны связываются в удобное для них время и так часто, как это может быть
целесообразно;
такой недостаток консультирования как пониженная
скорость, если беседа ведется в виде переписки, компенсируется возможностью
участников диалога в ходе набора текста более точно сформулировать свои мысли.
Для консультанта появляется дополнительное время, чтобы подобрать
соответствующие упражнения, тщательнее продумать свои последующие действия;
большим плюсом дистанционного консультирования
является возможность специалистов работать одновременно с различными людьми,
находящимися в различном отдалении от консультанта;
еще одно преимущество дистанционной помощи – ее
относительная дешевизна, так как консультант не несет затрат на аренду офиса,
коммунальные услуги и прочее.
При проведении групповых
коррекционно-развивающих занятий существует ограничение в применении
индивидуального подхода. Учитывая сложность нарушений у детей, дистанционное
консультирование позволяет:
индивидуализировать помощь детям;
активизировать и включить родителей в
коррекционно-развивающий процесс;
формировать положительную мотивацию к изменениям
в детско-родительских отношениях и частично делегировать ответственность за
развитие ребёнка на родителей;
повышение психолого-педагогической компетенции у
родителей по проблеме ребёнка;
непрерывность прохождения программы;
Дистанционное консультирование – это технология организации взаимодействия
консультируемого и консультирующего, находящихся на расстоянии друг от друга,
без учета скорости обмена информацией друг с другом.
Мы рассматриваем дистанционное консультирование,
как специфические отношения между людьми, позволяющие родителю увидеть проблемы
речевого развития у своего ребёнка, прийти к более ясному пониманию проблемы,
определить с помощью специалиста пути коррекции (развития) ребёнка и наравне со
специалистом участвовать в процессе коррекции речевого развития ребёнка.
Целью дистанционного консультирования является
создание благоприятных условий взаимодействия специалиста и родителей,
способствующих преодолению у ребёнка недоразвития или нарушения (устной или
письменной) речи. Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Задачи дистанционного
консультирования:
Повышение качества информированности родителей
об особенностях развития детей дошкольного и школьного возраста в соответствии
с их запросами.
Обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего
процесса вне зависимости от присутствия ребёнка на занятиях у логопеда.
Обеспечение оперативного реагирования на запрос
клиента.
Индивидуализация коррекционно-развивающего
процесса.
Развитие вариативных форм консультирования
родителей детей с ОВЗ.
Субъекты,
принимающие участие в дистанционном консультировании: учитель-логопед, семья
ребёнка, педагогическая среда (логопедические занятия, помощь других
специалистов).
Ребёнок является опосредованным участником
данного процесса. Кроме того, все субъекты дистанционного консультирования –
это потенциальные источники диагностической информации, позволяющей понять
сущность возникшей у ребёнка проблемы и возможные пути её преодоления. Для
обеспечения безопасности, другие специалисты включаются в работу только при
согласии родителей ребёнка.
Объектом дистанционного
консультирования является индивидуальный коррекционно-развивающий процесс.
Принципы дистанционного консультирования.
Доступность.
Индивидуально-личностный характер
взаимодействия.
Реализуется за счет подборки материала в
соответствии с запросом консультируемых.
Непрерывность взаимодействия родителей со
специалистом. Осуществляется за счёт постоянного обмена информацией между
родителями и учителем-логопедом.
Комплексность.
Дистанционное консультирование ведётся
параллельно с посещениями детьми логопедических занятий, с личными беседами
родителей и учителя-логопеда.
Гибкость взаимодействия.
Не критичность консультирования к расстоянию,
временному графику.
Принцип стартовых знаний.
Наличие интернета, компьютера и навыков работы в
сети.
Форма дистанционного
консультирования.
В качестве основных организационных форм
дистанционного консультирования могут использоваться: консультация
индивидуальная посредством электронной почты, программы организации и конференцсвязи,
программы мгновенного обмена сообщениями ISQ, чата, форума сайта ЦПМСС,
персональных сайтов и блогов специалистов ЦПМСС.
Содержание дистанционного консультирования
Дистанционное консультирование позволяют
учителю-логопеду осуществлять обмен сообщениями или документами без применения
бумажных носителей. Кроме обычного текста существует возможность передать
звуковые сообщения, изображения, документы.
При помощи дистанционного консультирования,
учитель-логопед может взаимодействовать с родителями, отвечать на вопросы,
касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения
на родительские собрания, очные консультации, а также контролировать
своевременное выполнение домашних заданий.
Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам
задания для самостоятельной домашней работы: карточки с заданиями, наглядные
средства обучения, медиа пособия и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда
ребенок болен и не может посещать ОУ. Обмен различными интересными материалами,
ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между
родителями также может происходить через интернет-общение. Таким образом,
родители становятся активными участниками коррекционно-развивающего процесса.
Структура дистанционного
консультирования.
1. Первичная очная диагностика речевого развития
ребёнка.
2. Формулирование запроса родителем.
3. Зачисление на коррекционно-развивающую
программу к учителю-логопеду ЦПМСС Выборгского района.
4. Получение согласия родителя на дистанционное
консультирование.
5. Сопровождение коррекционно-развивающего
процесса в дистанционной форме.
6. Итоговая диагностика.
7. Анализ результативности.